Валерий Чкалов – легендарный летчик, Герой Советского Союза, совершивший свой первый беспосадочный перелет в США в 1937 году, за что был награжден почетной наградой – орденом Красного Знамени. О биографии Валерия Чкалова, его юности, зрелости, судьбе, семье и пойдет речь в этой статье.
Дата рождения (день и год): 02.02.1904
Возраст: 117
Место рождения: с. Васильево, Нижегородская губерния
Рост: 164 см
Знак Зодиака: Водолей
Семья:
Жена: Ольга Эразмовна Орехова.
Дети: сын – Игорь Валерьевич; дочери – Валерия Валерьевна и Ольга Валерьевна.
Детство и юность
Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Васильево Нижегородской области (ныне город Чкаловск). Семья была простой: отец – Павел Григорьевич – работал в котельной верфи, мать – Ирина Ивановна – хозяйкой дома. К сожалению, когда маленькому Валере было 6 лет, умерла ее мать, и мальчик фактически остался на произвол судьбы, потому что его отец постоянно был на работе.
Надо сказать, что это обстоятельство повлияло на формирование личности Валеры: несмотря на сочувствие и сдержанность, она научилась защищаться, проявляя при необходимости силу и смелость: дралась, ныряла под плоты и пароходы, переходя Волгу на диспут.
Когда пришло время идти в школу, отец отправил сына в «начало», после чего по совету родителя в 1916 году мальчик поступил в Череповецкий техникум (сегодня институт носит имя легендарного летчика).
Чкалов с одноклассниками
По его воспоминаниям, учиться Чкалову было несложно: как выяснилось, у него была прекрасная память, позволяющая воспринимать информацию буквально «на лету»; кроме того, повлияли и гены по отцовской линии: Валера легко «хватал» математические задачи. Однако через 2 года школу закрыли из-за финансовых затруднений, и мальчик снова оказался перед выбором: что делать дальше. Он принял решение пойти домой и помочь своему отцу.
Несмотря на то, что юноша со временем научился работать кочегаром и молотобойцем, смутная тяга к путешествиям, странствиям, неизведанным расстояниям его не оставляла. Как говорится, все стало на свои места, когда пятнадцатилетний мальчик впервые увидел самолет.
Жажда высоты
Не зная, с чего начать воплощать свою мечту, Валерий решил поехать в Нижний Новгород, где случайно встретил своего земляка Владимира Фролищева, который, выслушав мальчика, посоветовал ему, в первую очередь, пополнить ряды. Красной Армии, а во-вторых – пойти работать подмастерьем коллекционера в 4‑й Канавинский авиационный парк, где сам работал мастером. Сказано – сделано. Итак, 3 года Валерий учился и работал в воздушном флоте. Однако будущему летчику этого показалось мало – он мечтал о небе, поэтому уже в 1921 году его отложили на учебу в Егорьевском военно-теоретическом училище ВВС, тем самым продолжив обучение в Борисоглебском военном авиационном училище летчиков, а затем на Серпуховскую.
Дерзость и молодость
Уже в 1924 году молодого летчика они приняли в эскадрилью. В.И. Ленина, где он проявлял уверенность в себе, мужество, а иногда и нежелание подчиняться приказам, поэтому его часто отказывали в полетах. Так, в 1925 году военный суд постановил лишить Валерия свободы сроком на один год (причина – появление в аэропорту в нетрезвом виде). Однако позже срок был сокращен вдвое.
Летчик-испытатель В.П. Чкалов
Через три года Чкалов снова был приговорен к одному году лишения свободы и исключен из рядов Красной Армии, однако по просьбе Я. И. Алкснис и К.Е. Ворошилова приговор заменен на дисквалификацию.
1929–1930 Валерий Чкалов возглавляет школу планеристов и работает инструктором Осоавиахима в Ленинграде.
Зрелость и профессионализм
С ноября 1930 года Валерий Павлович был восстановлен в звании и направлен в Московский научно-исследовательский институт ВВС, где два года участвовал в испытаниях нового самолета: за это время совершил около 800 полетов, освоил технику полета пилотирует 30 типов самолетов. Вместе с А. Анисимовым он испытывает новейшие бипланы и моноплан конструкции Поликарпова, истребители танков «ВИТ‑1» и «ВИТ‑2».
В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за самоотверженный труд и вклад в оборону страны были удостоены высшей награды СССР – ордена Ленина.
Личная жизнь
В 1927 году в Ленинграде Валерий женился на Ольге Ореховой, молодой учительнице, которую он встретил в новогоднюю ночь. Через год после свадьбы в семье появился первенец – сын Игорь. Спустя семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, находя время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, Чкалов так и не увидел свою вторую дочь, названную Ольгой (в честь матери): когда его жена была беременна третьим ребенком, Валерий умер. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, дожила до 96 лет. Воспоминания о легендарной жене, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в его книгах.
Новые цели
Стремительное развитие авиации, самоотверженный труд авиаконструкторов и летчиков способствовали появлению новых целей и вех. Итак, 20 июля 1936 года было решено совершить дальний перелет (9000 км.) Из Москвы на остров Удд, расположенный в Охотском море. Руководить экипажем был назначен Валерий Павлович Чкалов. На острове, на борту самолета, была надпись: «Сталинский маршрут». Полет прошел успешно. В составе экипажа – командир В.П. Чкалов, штурман Г.Ф. Байдуков, штурман – А.В. Беляков за мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза. В.П. Чкалову подарили частный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска.
Через некоторое время после успешного беспосадочного перелета Валерий Чкалов снова просит И. В. Сталина разрешения совершить аналогичный перелет в Соединенные Штаты Америки через Северный полюс. Сталин дает зеленый свет, и 18–21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершил беспосадочный полет на АНТ – Самолет 25 пересек Северный полюс в Америку за 63 часа 16 минут. За это по возвращении все члены экипажа были награждены орденами Красного Знамени. Мечта сбылась.
«Оставаться в небе»
В 1938 г летчик-испытатель В. Чкалов был спешно вызван из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение о взлете. Казалось, что все идет относительно хорошо, но незадолго до приземления заглох двигатель, и самолет начал быстро терять высоту. Опытная рука водителя до упора держала руль, уводя машину от жилых домов. Казалось, что все работает, но в последний момент самолет взлетел на электрические провода и, резко развернувшись, врезался в склады древесины. После падения Валерий Павлович был выброшен из такси вместе со стулом, получил тяжелую травму головы и скончался через 2 часа в Боткинской больнице.
Похороны прошли в Москве. Урна с прахом Чкалова установлена в стене Кремля. Все, кто участвовал в организации судебных процессов, получили длительные тюремные сроки. И по сей день идут споры о том, кто был главным виновником гибели пилота, кому эта смерть была полезна, почему именно Чкалова отозвали с праздников. Осталось много вопросов…
Время должно расставить все по своим местам. Но главное, как сказал близкий друг семьи Чкаловых, поэт Василий Васильевич Каменский, память о «легендарном герое неба Валерии, нашей национальной, общечеловеческой» всегда будет с нами.